Вспомним детские сказки про Бабу-Ягу, где старушка кладет Иванушку в печь на лопате. Нам сейчас это кажется очередным доказательством кровожадности и злобы Яги, но на деле, все с точностью до наоборот...
Дело в том, что обряд «перепекания» ребенка был распространен в русских деревнях вплоть до революции, а кое-где и дольше. Это был ритуал магического исцеления, к которому прибегали тогда, когда ребенок рождался слабым, недоношенным, плохо развивался. Иногда, кстати, этому обряду подвергали и здоровых, крепких детей. В чем же был его смысл?
Если ребенок появлялся на свет раньше времени или был заметно слабее и меньше других детей, повитуха делала вывод: ребенок «недоделан», его надо довести до нужного состояния. Рождение ребенка часто сравнивали с выпечкой хлеба, а печь была священным местом в избе. «Перепекая» ребенка, его обмазывали ржаным тестом, поставленным на воде, собранной на утренней заре из трех колодцев. Разумеется, ребенка клали не в горячую, а в теплую печь и ненадолго. Заниматься «перепеканием» могла или повитуха, или Ведунья, или сама мать, а иногда — самая старая женщина в деревне. При обряде присутствовало немало человек и произносились особые слова, а иногда даже разыгрывались целые сценки с импровизированными диалогами. Например, если перепекала ребенка сама мать, то ее свекровь вставала у дверей и спрашивала: «Что ты делаешь?» Ей отвечали: «Хлеб пеку», и двигали лопату в печи. Свекровь отвечала: «Ну, пеки, пеки да не перепеки» и выходила за порог, а невестка доставала из печи ребенка. Было много вариантов таких диалогов, в зависимости от того, от чего исцеляли ребенка. Иногда «перепекание» сопровождалось и импровизированной «продажей» ребенка. Несмотря на разнообразие вариантов, малыша непременно надо было сажать на хлебную лопату и засунуть в печь. Возможно, связано это с символикой огня как очищающего и укрепляющего средства.
«Перепекание» было распространено не только у славян, но и у поволжских народов финно-угорской группы, у европейцев. Но «перепекание» проводилось не так часто, лишь в каких-то критических случаях, когда ребенок был на грани смерти. Бывало, что «перепекание» не помогало. Но те, кто переносили благополучно, славились хорошим здоровьем. Таким образом, и в сказке отражено, что Ягиня была Ведуньей, умевшей лечить ребятишек и укреплять их здоровье, а вовсе не людоедкой, как кажется нам, не знакомым со старинными обычаями...